Летопись Дона сообщает, что в мае 1952 года завершено строительство Волго-Донского судоходного канала.
Единственный на юге России, этот канал представляет собой комплекс гидротехнических сооружений, раскинувшийся на 300 км. Из них 101 км занимает непосредственно судоходный канал с 13 шлюзами, тремя насосными станциями, мостами и другими вспомогательными строениями.
Попытки его создания относятся ко времени Петра I. Но только в середине ХХ века идея соединить Волгу с Доном получила свое воплощение. Комплекс сооружался на берегу рукотворного Цимлянского моря в 1945–1949 годах.
Авторский коллектив, включавший 12 архитекторов и двух инженеров, создал ансамблевую композицию, прославляющую одержанные победы в степях между Волгой и Доном в Гражданскую и Великую Отечественную войну. Для оформления комплекса использованы традиционные классические формы, характерные для советской архитектуры конца 1940-х – начала 1950-х годов.
Вход из русла Волги в канал через шлюз № 1 украшен монументальной триумфальной аркой. Последний шлюз на пути в Цимлянское водохранилище оформляют пропилеи. Они увенчаны пьедесталами с изваяниями казаков-всадников, взметнувших шашки.
Волго-Донской канал, памятник архитектуры и инженерного искусства середины ХХ века, как и другие грандиозные каналы советской эпохи, сооружался не только руками свободных советских граждан, но и в значительной мере трудом заключенных – репрессированных в довоенные, военные и послевоенные годы.
Официальное открытие канала состоялось в конце июля 1952 года. Тогда при входе в канал с Волги высилась фигура Сталина на пьедестале (простояла до 1961 года и была заменена фигурой Ленина работы скульптора Вучетича).
После сооружения канала Ростов-на-Дону с полным правом называется «портом пяти морей».
По материалам DON24.RU.