Учитель, директор, наставник, лучший друг, душа-человек

ВОВ

Педагоги военного и послевоенного времени были самыми настоящими подвижниками. Они, в первую очередь, думали и заботились об обездоленных и осиротевших детях, а о себе в последнюю очередь. Они работали ради будущего, во многом отказывая себе в настоящем. Таким педагогом, несомненно, был Дмитрий Маркианович Садовой. Он теплом своего сердца согревал детские души, застывшие от ужасов, которые им прошлось пережить в годы войны. Он старался накормить истощённых детей, предпринимал всё возможное и невозможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами.

Отличительная черта характера Садового — это огромная любовь к детям, которые это прекрасно понимали и платили ему тем же. Как-то две пятиклассницы из школы, где учителем работал Д.М.Садовой, спросили у своей молодой учительницы: «Кто у нас из учителей лучше всех?» Учительница удивилась и как бы в шутку ответила: «Ну, конечно, я. Кто же ещё?» Тут же девочки в один голос заявили: «Нет — Маркияныч!»

Родился этот человек ещё до революции — в 1910 году. Можно только представить, какими непростыми были его детство и юность. Он сразу для себя выбрал педагогическую деятельность. В 1930 году Дмитрий Садовой окончил Вёшенскую девятилетку с педагогическим уклоном. После окончания педучилища был направлен на работу в х.Мещеряковский, учителем начальных классов. Потом его перевели на работу в хутор Алексеевский, а перед самой войной назначили директором Бирюковской школы.

В июне 1941 года Садовой ушёл на фронт. В ходе войны освобождал Кавказ, многие города восточной и южной Украины — Ворошиловград, Днепропетровск, Кривой Рог, Николаев. Дважды был ранен, а после второго ранения комиссован. Из-за красивого почерка и грамотности Дмитрия Садового оставили работать в штабе писарем. И всё же военная служба завершилась для него летом 1944 года и Садовой вновь вернулся к любимой педагогической работе. 

Во время войны, когда фашиста погнали на запад, в х.Алексеевском был организован детский дом для детей-сирот, коих в годы лихолетья появилось великое множество. Дмитрия Маркияновича — педагога-фронтовика назначили работать директором этого детдома. Работать и ещё выживать было очень трудно. Транспорта не было. Топили почти как в средневековье дровами, соломой, бурьяном. Для пропитания построили свою пекарню, где пекли сами хлеб. Завели подсобное хозяйство: выращивали овощи, сажали бахчу, подсолнечник, кукурузу. Долгими зимними вечерами топили печки, варили кукурузу жарили семечки. Всё это дополняло рацион питания детдомовцев. Организация этого процесса была на плечах директора. Без отрыва от хлопотной работы Д.М.Садовой заочно окончил исторический факультет Новочеркасского учительского института.

Дмитрий Маркианович никогда не ругал детей, понимая, в каких условиях они оказались. Однажды обнаружив мальчика, пытавшегося самовольно взять пригоршни продуктов, он повёл его домой покормить. Многие воспитанники детдома запомнили, что дом директора был для детей-сирот вторым домом. К нему часто бегали, особенно девочки, поиграть с приёмной дочкой Садовых Светой. Жена директора Анна Никифоровна всегда привечала детей: кормила их, а девочкам давала лоскутки для кукол.

Дмитрий Маркианович ходил с детьми на прогулки, играл с мальчишками в подвижные игры. Недаром дети любили своего директора. Спустя многие годы уже взрослые бывшие воспитанники приезжали навестить Дмитрия Маркиановича. Встречи с воспоминаниями не обходились без слёз. Анна Никифоровна всех принимала как родных.

Когда детский дом был закрыт Дмитрия Маркиановича назначили директором Мещеряковской семилетней школы. В хуторе был образован и рос совхоз. Вместе с ним росло и население хутора. Появилась острая необходимость в открытии в Мещеряковском средней школы. Большая заслуга Д.М.Садового в открытии в Мещеряках средней школы. В школьном дворе было построено три здания. Учителя долго вспоминали, что посильную работу на строительстве они выполняли вместе с директором. В старом дореволюционном доме обустроили интернат для детей из дальних хуторов, в школьном дворе построили ещё и саманное помещение для буфета, а позже и гараж для старенького самосвала.

Дмитрий Маркианович обычно раньше всех приходил на работу, особенно зимой. Как заботливый хозяин проверял отопление. А потом стоял во дворе, встречал детей. С большим уважением относились к директору старшеклассники, и он с ними разговаривал на равных.

Хуторяне почтительно называли Д.М.Садового «Маркияныч», уважали его, прислушивались к его советам. Такой пример. В 1964 году Мещеряковский рабкоп получил прибыль. На собрании Дмитрий Маркианович попросил пайщиков купить на прибыльные деньги инструменты для духового оркестра. Хуторяне согласились — купили. Желающих учиться было много. Обучал ребят Василий Петрович Аксёнов; и оркестр зазвучал. Мальчишки играли хорошо, их часто возили в районный центр на различные мероприятия. Но когда в 1970 году Д.М.Садовой пошёл на пенсию, то оркестр стал никому ненужным: В.П.Аксёнов его законсервировал. И больше оркестр не играл.

В начале 60-х годов по инициативе Д.М.Садового была открыта вечерняя школа, которую посещали взрослые мужчины, которым война и трудные послевоенные годы помешали получить образование. «Человек-душа» сказала о Садовом одна из учительниц. Этим словом сказано всё: он действительно был душой коллектива. Ольга Ефимовна Сушкина, работавшая с ним в Алексеевском детдоме и в Мещеряках, вспоминала, что во всех коллективах Дмитрий Маркианович поддерживал дружескую, спокойную атмосферу, не допускал ссор, разборок. Такие отношения старался привить и детям. Д.М.Садовой знал нужды, беды, радости своих коллег, мог защитить, оказать помощь. Большую часть своего времени он проводил в школе. В праздники, на каникулах всегда дежурил в школе сам. Вечером он обязательно заходил в интернат, интересовался у ребят, что они ели на ужин в столовой. Когда стал плодоносить Мрыховский сад, Дмитрий Маркианович организовал заготовку яблок для детей. Никто из последующих директоров Мещеряковской школы о заготовке яблок не заботился.

Дмитрий Маркианович плодотворно проработал директором Мещеряковской средней школы с 1956 по 1970 год — до самого выхода на пенсию. Конечно же как учитель вёл уроки истории. Он запомнился ученикам грамотным, знающим свой предмет не только по книгам, но и по жизни человеком, знающим ответ на любой вопрос.

Учитель Мещеряковской школы Валентина Ивановна Засидкевич долгие годы работала под руководством Д.М.Садового. «Прошло после войны несколько десятилетий, — вспоминает она, — выросло не одно поколение. Живут, радуясь жизни, внуки и правнуки тех, кого Дмитрий Маркианович сберёг от верной гибели, кому он был нянькой, отцом, другом. Не было в нём ничего директорского, а был он человек-душа. Добрый хозяин, прекрасный учитель, богом которого был сам человек. Эту человеческую любовь он пронёс через всю свою долгую учительскую жизнь».

 В июле нынешнего года в Доме культуры хутора Мещеряковского проходил отчёт главы администрации сельского поселения. В ходе общения с представителями местной власти житель Мрыховского Пантелей Назаров внёс очередное предложение о присвоении Мещеряковской школе имени Д.М.Садового. Многие жители Мещеряковского хотели бы, чтобы этот вопрос был решён положительно.

А.МУРАВЬЁВ.

Фото из архива домашнего музея семьи Есаковых. х.Мещеряковский.  

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: Любимый учитель – это любящий учитель

Школа снится до сих пор

Детский сад как второй дом

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий