Они достойны памяти

Здравствуйте, уважаемые работники редакции газеты «Искра». 2023 год в нашем районе – был год учителя. Это как большой праздник для всех учителей района. И вы помогаете им это чувствовать, печатаете в «Искре» материал об учителях. Это и тёплые воспоминания об учителях, которых уже нет с нами, и слова любви и благодарности ныне живущих. Приятно читать такой материал. И это почти в каждой газете! Спасибо.

Новости Верхнедонского района

Есть в нашем музее несколько фотографий, на которых запечатлены участники августовского учительского совещаний Мигулинского района. Очень прошу редакцию напечатать одну из них в газете. И хочу написать свои добрые воспоминания об учителях, у которых я училась. Семилетку я окончила в Бирюковской школе, а среднюю школу в ст.Мешковской.

Семилетку в Бирюках открыли в 1950 году. В те годы учителей не хватало. Летом 1949 года в ст.Мешковской были открыты трёхмесячные курсы, где готовили учителей начальных классов, русского языка, математики. Среди обучающихся была Наталья Алексеевна Дьяконова. А потом она приехала на работу в Бирюки. Здесь она прожила всю свою жизнь. Заимела прекрасную семью, заслужила любовь и уважение хуторян. Последние годы жизни больная жила у дочери в Мешковской, умерла летом этого года. мы все были в неё влюблены.

В 5-ом классе (где училась я) она была классным руководителем, вела русский язык и литературу. Ещё она была пионервожатой. Потом она создала в школе школьный хор, где учила нас петь. Не было музыки, но мы пели.

Из всех приехавших учителей только директор школы Иван Акимович Вяликов был местным и с женой Надеждой Петровной жили у его мамы. Супруги Эраст Григорьевич и Клавдия Михайловна Грибановы, имеющие двух маленьких детей, снимали комнату. Марфа Фёдоровна Ковалева, Валентина Павловна Морозова, Мария Николаевна Черниговцева жили на квартире вместе с хозяевами. Все учителя, кроме Грибановых, задерживались в школе до вечера. На квартире у них не было условий для подготовки к урокам, для проверки тетрадей. Часто после уроков проводили дополнительные занятия. А Мария Николаевна всегда говорила: «Не получилась задача, приходите, я помогу». И мы бегали к ней, она до вечера в школе, а с ней её дочка Люба. Трудностей у учителей было много. Но они всегда оставались «на высоте». Всегда приветливые, доброжелательные, хоть не богато, опрятно одетые. А их красивым причёскам девчонки старались подражать.

В школе была небольшая библиотека и учителя приучали нас к чтению. Вместе с учениками участвовали в художественной самодеятельности. Музыки не было, но мы ставили пьесы, читали стихи, басни, пели. К каждому празднику готовили концерт. Мне кажется, что учителя проводили с нами больше времени, чем дома. Они водили нас в колхоз убирать кукурузу, картошку, собирать шляпки подсолнуха. Вот только дрова для школы на всю зиму они заготавливали сами.

Новогоднюю ёлку украшали все вместе. Вот только игрушек ёлочных было мало, а учителя научили нас раскрашивать бумагу и делать цепочки, флажки, фонарики. Хоть она не была моей учительницей, но хочу вспомнить добрым словом Зою Григорьевну Хижникову, учительницу начальных классов, которая приехала в школу чуть позже.

Солдат Григорий Хижников привёз её с Дальнего Востока. С учительским коллективом она сразу нашла общий язык, принимала участие во всех мероприятиях, с учениками быстро подружилась. Она обладала красивым голосом, да ещё муж её оказался баянистом. Это была большая помощь школе. А Зоя Григорьевна так и прожила всю жизнь на Дону. Гораздо позже поменяла место жительства, а вот дыню (как вспоминают её подруги) так и не научилась есть. Говорит, что её сначала надо сварить.

Прошли десятилетия. Много учителей работало в Бирюковской школе, но те первые незабываемые.

В 1953 году я поступила в Мешковскую школу. В неё ходили ученики из всех соседних хуторов: Назаровского, Верхняковского, Калмыковского, Меловатского, Бирюковского, Алексеевского, Скельновского. Учеников было много. Восьмых классов было три, а в каждом по 30 учеников. Старшие классы занимались во вторую смену. Было много и учителей. А я рассматриваю фотографию и среди этих молодых красивых лиц хочу найти лица своих учителей, о которых хочу написать. Прежде всего, о директоре школы. Василий Фёдорович Трофимов в очках, которые придают лицу строгость. Но это на первый взгляд. Можно ещё добавить: хозяин, человек на своём месте. Ему до всего было дело. Каждый день перед уроками проводили утреннюю гимнастику. Директор частенько присутствует. Идёт уборка школьного двора, он тоже там, всё видит, всё замечает. Проявлял заботу об учениках. Вот пример. Во дворе непогода. Дети идут после уроков в х.Скельновский по степи. Василий Фёдорович определял детей на ночлег к жителям станицы, а потом добился открытия интерната.

На наше удивление в школе были лыжи, на которых мы в зимнее время на уроках физкультуры ходили до Поповского сада. В школе был духовой оркестр и прекрасно работал.

Не оставлял Василий Фёдорович без внимания и учебный процесс. Как вспоминает один из учеников: «Пригласил меня Василий Фёдорович в кабинет и предложил мне позаниматься и пересдать экзамен по Конституции, чтобы получить аттестат зрелости с отличием».

Когда рушили Мешковскую церковь, ученики-старшеклассники по просьбе директора каждый день на большой перемене ходили на курган и приносили по два кирпича. А потом в школе построили мастерскую.

Мария Максимовна – жена Василия Фёдоровича преподавала историю – добрейшей души человек. Она по-матерински относилась ко всем. А её рассказы по истории хотелось слушать и слушать. Говорила она простым, понятным языком.

А когда наш выпуск спустя двадцать лет приехали на встречу, Мария Максимовна пригласила нас к себе домой.

В 1950 году по распределению приехали в Мешковскую школу две молодые девушки: Леонила Алексеевна Миронова (не захотела быть Ангелиной) и Екатерина Фёдоровна Мацко. Определились на одну квартиру и приступили к работе — Екатерина Фёдоровна учителем начальных классов, а Леонила Алексеевна учителем географии и астрономии. Она же и была в моём 8Б классным руководителем. Класс был сборный, все из разных хуторов. Но Леонила Алексеевна, хоть и молодая, старалась нас сплотить, создать семейную ячейку. Она везде с нами. При уборке в классе, во дворе ненавязчиво, без приказного тона определяет работу каждому и работает сама. Предложила всем сфотографироваться на память. И я берегу эту фотографию. И осенью 1953 года водила нас на экскурсию в Каменный лес. Прошло 70 лет, а эта экскурсия не забывается. А какие увлекательные уроки по географии проводила Леонила Алексеевна! Чёткая, доступная речь, всегда с указкой, быстрая и умелая работа с картой. Ещё интереснее уроки были по астрономии. Когда было звёздное небо, уроки проходили на кургане. Сама обстановка завораживала. Сидим на земле, позади красавица церковь, а над головой звёзды, а Леонила Алексеевна увлечённо рассказывает, показывает звёзды, называет созвездия.

К нашему сожалению, она в Ростов вышла замуж и уехала, а Екатерина Фёдоровна (не помню девичью фамилию) проживала в Мешковской до конца своих дней.

В школе работали несколько супружеских пар. Вот супруги Михаил Тихонович и Прасковья Семёновна Копыловы. Они и на фотографии рядом. Оба невысокого роста, похожи друг на друга. Он завуч школы – достоин большого уважения, она учитель математики: добрая, отзывчивая, простая.

Молодые, рослые красивые стоят рядышком супруги Шипиловы: нежнейшая Нина Илларионовна и грозный Николай Митрофанович. Он бывший фронтовик, учитель математики, строгий, и как говорили некоторые ученики воспитывал методом военной дисциплины. Предмет свой знает хорошо, и в том, что я 36 лет проработала в школе учителем математики, есть большая доля его труда.

До самой пенсии работали в этой школе супруги Поляковы: Ольга Николаевна и Виктор Петрович и супруги Насоновы: Александра Ивановна и Евгений Григорьевич.

Спокойная, уважительная учительница русского языка и литературы Елизавета Алексеевна Дьяконова осталась в памяти на всю жизнь. Она приобщала нас к чтению, учила мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение по любому вопросу. Много усилий приложила к тому, чтобы научить нас писать сочинения. Проводила сдвоенные уроки, помогала писать план, подобрать эпиграф. Никогда не ругала учеников, а только помогала исправлять ошибки.

А вот на фотографии увидела ещё знакомое лицо. Молодой человек со светлым чубчиком. Да это же Иван Андреевич Гладков – учитель физики. Уроженец хутора Назаровского. После окончания пединститута стал работать в Мешковской школе. К нему подходят слова: «физик от Бога». Он любил физику, знал её прекрасно, что и требовал от нас – учеников. И строго наказывал тех, кто не послушался (т.е. не выучил). Наказание было оригинальное – «один». Ученики его любили.

Но школа – сфера его деятельности была для него мала. Он хотел продолжать учёбу, улучшать свои знания. Для этого он уехал в Ленинград, продолжил учёбу, а потом преподавал в военно-морском училище. Выйдя на пенсию, он уехал в Назаровский доглядывать родителей, занялся сельским хозяйством. Но его убили подонки просто так, ни за что.

Нельзя не вспомнить добрым словом учительницу химии Клавдию Макаровну Зеленькову, уроки которой были интересными, познавательными.

Не одно поколение мешковцев обучила грамоте Екатерина Николаевна Мельникова. Вечная ей память.

Курсы, о которых я писала, посещали две молодые девушки – подружки из станицы Мешковской: Валентина Ивановна Хрипункова и Валерия Тихоновна Стрижкова. Вся трудовая их жизнь прошла в родной школе.

Я, конечно, написала не обо всех учителях, работающих в Мешковской школе в 50-е годы. Но в Мешковской есть ещё жители, которые помнят те годы и учителей. Надеюсь, что кто-нибудь откликнется и напишет свои воспоминания об учителях. Они этого достойны.

Р.ЕСАКОВА.

х.Мещеряковский.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ветеран начальной школы

Школа была смыслом её жизни

Учитель, директор, наставник, лучший друг, душа-человек

Искра - новости станицы Казанской