Профессия учителя всегда остается очень почётной, но в тоже время и очень трудной. Ведь умение передавать свои знания молодому поколению, только вступающему в самостоятельную жизнь, — это талант. Математика же — это язык, на котором написана книга природы. Это основа и опора всех наук. Преподаванию этой науки учащимся Верхняковской школы около 40 лет посвятила себя учитель математики и физики -Людмила Николаевна Мартыненко. С Людмилой Николаевной мы знакомы хорошо, она была классным руководителем класса моего старшего сына, а точнее их «классной мамой». Поэтому я знаю её не только как учителя, но и как человека.
Бытует мнение, что математики — «сухари», которые ничего не замечают кругом, кроме своих цифр. Но это не про Людмилу Николаевну. Она отзывчива и доброжелательна, и всё, что касается вопросов по её предметам, то дети всегда могут к ней прийти, спросить, ведь она умеет объяснить трудную тему так, что она сразу становится легкой и понятной. Но, несмотря на её добрый нрав, дисциплина на уроках железная. Никто не должен приходить на урок неподготовленным. Поэтому её ученики хорошо знают математику и физику. Людмила Николаевна дает глубокие знания по предметам, потому что любит их сама и передает эту любовь школьникам. Она прекрасно знает свой предмет, ведь любовь к математике ей привила мама — Раиса Никифоровна, которая помогала дочери решать задачи с первого класса. Уже тогда маленькая Люда увлеклась цифрами, вычислениями, хотя маститых учителей математики в её школе не было. Поэтому она дополнительно училась в Ростовской и Таганрогской заочно-математических школах, выписывала журнал «Квант» для учеников с хорошей физико-математической подготовкой. После окончания школы вопрос о выборе профессии не стоял: Людмила для себя твёрдо решила – буду учителем математики! В 1980-м году она поступила в Таганрогский педагогический институт на специальность «учитель математики и физики».
— Физику я полюбила за то, что она везде и всюду окружает нас, — говорит Людмила Николаевна. — Не знать физику — это плохо, особенно для мальчиков. Будущие мужчины должны знать физику.
Студенческие годы Л.Н.Мартыненко до сих пор вспоминает по-доброму.
-Учиться было очень интересно, были хорошие преподаватели. Я очень благодарна учителю Таганрогской школы №10 Ларисе Нестеровне, у которой на педагогической практике многому научилась. Вспоминаю её только добрыми словами благодарности. Она научила «изюминкам» педагогики, – вспоминает Людмила Николаевна. В Верхняковскую школу она пришла работать в 1985 году, после окончания института. Здесь продолжает работать и по сей день.
На вопрос, трудно ли работать с подростками, Людмила Николаевна ответила так: «Работать с подростками не трудно, если каждого воспринимать как личность. Неважно, отличник это, хорошист или троечник. Я не равнодушна к тому, что происходит в их жизни, и поэтому они тянутся ко мне: одни делятся семейными проблемами, другие ждут поддержки, кого-то надо похвалить, кому-то посочувствовать, дать совет. Если они видят, что ты открыт и искренен, то и сами стараются быть такими. Обиды, конечно, тоже бывают, но мы стараемся приходить к компромиссу. Я должна находить общий язык со всеми своими учениками. По-другому просто не может быть!»
А вот любимчиков у неё не бывает: «Я ко всем отношусь одинаково! — подчёркивает Л.Н.Мартыненко. — Хотя к каждому нужно подобрать свой «ключик».
Людмила Николаевна выпустила не один десяток выпускников. Всех она помнит, рада встречаться со своими выпускными классами и всегда готова протянуть руку помощи, если она потребуется. Ведь она не просто учитель, но и воспитатель, «классная мама».
— Вот приходят дети ко мне после начальной школы, не все сразу раскрываются, некоторым требуется время. Растём с ними вместе, развиваемся, привыкаем друг к другу, становимся как вторая семья. Трудно, конечно, потом их отпускать в дальнейшую жизнь, — делится своими эмоциями Людмила Николаевна.
И это правда! Помню, как она любила «наш класс» и очень грустила, когда пришло время расставаться. На выпускном она говорила: «Я их всех одинаково люблю, например, стеснительного я уважаю и люблю за то, что он такой, другого, наоборот, за то, что хулиганистый, и всех я принимаю такими, какие они есть».
Сколько душевных сил и энергии она отдаёт, уча детей правильно и просто разбираться не только в математических законах, но и в законах жизни! Ради своих учеников и любви к своим предметам, она не жалеет своего личного времени. Чтобы помочь кому-то по математике или физике, Людмила Николаевна нередко остаётся после уроков, ей не жаль личного времени, только бы это пошло на пользу ученикам.
За свой многолетний труд Людмила Николаевна была отмечена Похвальными грамотами Верхнедонского района, Благодарственным письмом Министерства Ростовской области, а также Похвальной грамотой Министерства РФ. Но самой главной своей заслугой она считает признательность своих учеников и их родителей.
— Когда видишь, что твои ученики поступают в вузы и колледжи, достигают каких-то высот в дальнейшей жизни, это радует и ты чувствуешь свою востребованность, и что твои труды не напрасны, — отмечает Людмила Николаевна. — Поэтому, я так люблю свою профессию. Люблю её за то, что я нужна детям!
Таким и должен быть настоящий учитель, ведь, как говорил известный писатель Виктор Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в нашей душе».
Л.ЧЕБОТАРЁВА. х.Верхняковский.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:
Признание – высокая награда для педагога: конкурс «Учитель года Верхнедонья – 2024» выявил лучшего
Учитель, директор, наставник, лучший друг, душа-человек
В учительском труде более полувека